Творческая колыбель композитора - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

Творческая колыбель композитора

Дом-музей

В Воткинске семья Чайковских провела один из самых счастливых и безмятежных периодов в жизни. Приступив к должности в 1837 году, Илья Петрович плотно занялся служебными делами и организацией производства на заводе, Александра Андреевна обустраивалась в новом доме. В счастливом семействе, в атмосфере любви и заботы друг за другом рождались дети: в 1838 году - Николай, в 1840-м - Петр, годом позднее - Александра, в 1843-м - Ипполит.

Дети подрастали, и родители все чаще задумывались о приглашении в дом гувернантки для проведения уроков и занятий. В 1844 году с целью поиска опытного педагога Александра Андреевна уезжает в Петербург. Учителем, воспитателем, да пожалуй, в большей степени еще и наставником стала для детей Чайковских мадемуазель Фанни Дюрбах.

Семья Чайковских

По мнению Фанни, Петя был "исключительным" ребенком: "В классе нельзя было быть старательнее и понятливее, во время рекреации же никто не выдумывал более веселых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерки под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее".

К шести годам Петр свободно владел немецким и французским языками, очень лихо начал слагать стихи, получив от Фанни прозвище "Мой маленький Пушкин". В одном из стихов, который Петр посвятил своей родине, упомянут и Воткинск.

Однако яркие успехи в стихосложении не смогли заглушить ту особую страсть, которую Петр испытывал к музыке. Его каждую свободную минуту тянуло к роялю. Проявлениям такой любви к искусству способствовали и устраиваемые в доме начальника Камско-Воткинского завода музыкальные вечера, и красота окрестных пейзажей, и особая способность мальчика "слышать музыку во всем ее многообразии".

Дом-музей

Илья Петрович и Александра Андреевна, получившие прекрасное образование в Санкт-Петербурге, долгими зимними вечерами любили музицировать в домашнем кругу. Илья Петрович играл на флейте, Александра Андреевна - на рояле и "мило" исполняла популярные романсы русских композиторов - Варламова, Алябьева, Гурилева. "Музыкальный просветитель" - так в семье прозвали механический музыкальный инструмент оркестрину - также внес свою лепту в формирование музыкального таланта юного композитора. С его валов Петр впервые услышал произведения Моцарта, который и стал для него учителем.

Музыка существовала в душе ребенка, заполняя все его жизненное пространство, вызывая порой нервные приступы и головные боли. Когда же Петру запретили играть на рояле, он стал выстукивать музыкальный ритм на всем, что попадало под руку. Однажды до того увлекся "немым бренчанием" на оконном стекле, что разбил его и серьезно поранил руку. После этого происшествия родители осознали, насколько сильно в мальчике влечение к музыке, и в дом была приглашена учительница музыки Марья Марковна Пальчикова. Петру в то время не было и шести лет.

Дом-музей

Осенью 1848 года Чайковские навсегда расстаются с Воткинском. Чтобы не травмировать детей, Фанни уезжает раньше, не попрощавшись. Для Петра разлука с любимой гувернанткой была невыносимой. Из Москвы, куда ненадолго перебралось семейство, Петя пишет Фанни: "Милая m-elle Фанни! Мы в Москве уже более трех недель, и все лица нашей семьи вспоминают о вас... Нельзя вспоминать об этой жизни в Воткинске. Мне хочется плакать, когда я думаю об этом..."

Покинув Воткинск, Петру Ильичу так больше и не довелось его посетить. Однако воспоминания о первых годах жизни постоянно волновали сердце композитора: воткинский дом стал его творческой колыбелью, дал богатый материал для творений.



Дата изменения: 16.07.2018 08:46