Шпиль Петропавловской крепости - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

Шпиль Петропавловской крепости

Башня завода
ОАО "Воткинский завод" (http://vzavod.ru) - градообразующее и основное предприятие города, с ним связана жизнь большинства его жителей.
Роль Воткинского завода в истории Удмуртии и Российской державы огромна.
На протяжении более чем двухвековой истории в любом деле - будь то металлургия, строительство пароходов, паровозов, выпуск оборонной продукции или товаров народного потребления - это предприятие стоит на переднем крае технического прогресса.
Расположенный в уральской глубинке, завод прославился и в России и за рубежом своими мастеровыми, выполнившими особый почётный заказ царского двора - шпиль Петропавловской крепости.
Шпиль Петропавловской крепости
Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге сегодня невозможно представить без колокольни Петропавловского собора. Взлетая своим остроконечным позолоченным шпилем на 122-метровую высоту, она олицетворяет победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю и рождение второй столицы российского государства.
На протяжении многих лет собор крепости увенчивал деревянный шпиль, но в 1756 году он сгорел от удара молнии. Пострадал и сам собор: его ремонт длился 18 лет. По истечении десятилетий накренился и угрожал падением крест с фигурой ангела. Его восстановление требовало как времени, так и больших средств для постройки лесов на огромной высоте.
Безвыходное на первый взгляд положение спас "Ярославской губернии казенный крестьянин, кровельного цеха мастер" Петр Телушкин, вызвавшийся починить шпиль без лесов. Поздней осенью 1830 года на протяжении шести недель смельчак ежедневно поднимался вверх по веревочной лестнице, закрепляя сорванные детали флюгера.
По прошествии еще 24 лет шпиль снова стал нуждаться в ремонте. Но так как второго отчаянного верхолаза найти не удалось, пришлось строить дорогостоящие леса. Предвидя, что эта реставрация не последняя, стали думать, как перестроить его таким образом, чтобы в будущем ремонт собора можно было осуществлять без сооружения подсобных конструкций.
В 1857 году правительство поручило генерал-адъютанту К. Чевкину найти мастеров для изготовления каркаса. После всестороннего анализа технических возможностей российских и иностранных заводов генерал доложил, что его можно сделать либо в Англии, либо... на Воткинском заводе!
В конце 1857 года в Воткинск из Петербурга прибыл автор проекта металлического шпиля, ученый и инженер Д. Журавский, которого уже ожидали горный начальник А. Иосса и управитель завода капитан И. Котляровский. Для выполнения ответственного заказа к этому времени на предприятии уже была перестроена часть производства, и работа пошла споро. 2 мая 1858 года каркас шпиля был готов, его разобрали и отправили в северную столицу на барже, на борту которой были горный техник И. Девятов и 29 мастеровых.
К установке шпиля на колокольню приступили 30 июля, а 10 октября 1858 года сложная и трудоемкая работа была закончена. Ее стоимость составила 26662 рубля - в 2 раза ниже, чем просили английские специалисты.
Старание воткинских мастеров получило должную оценку. Горного техника Ивана Девятова произвели в коллежские регистраторы, мастерам Григорию Иванову, Степану Пестереву, подмастерью Михаилу Пирожкову вручили серебряные медали с надписью "За усердие", а их коллегам выплатили по 15 рублей серебром. А. Иосса получил перстень с бриллиантом, Д. Журавскому присвоили чин полковника.
В Великую Отечественную войну, когда немецкие войска подошли к Ленинграду, было принято решение с целью маскировки закрасить шпиль Петропавловского собора. Группа альпинистов, вызванная с фронта, выполнила работы в декабрьские морозы и под постоянным обстрелом вражеской артиллерии.
В фондах музея истории и культуры хранится письмо мастера спорта по альпинизму М.М. Боброва - участника тех событий - местному краеведу В.Н. Ступишину. "Нас просто поразила прочность конструкции, хитроумность ее при несомненной простоте. Без заклепок, без сварки, только на болтах и гайках, она могла служить образцом выносливости. Когда внизу рвались бомбы и снаряды, амплитуда колебаний шпиля была такова, что мы, стоя внутри его, касались друг о друга плечами, и все же конструкция выдержала. Молодцы, уральцы!" - писал автор.


Дата изменения: 10.10.2014 13:41