Подпрограмма «Содержание и развитие жилищного хозяйства»
26.06.2014
Подпрограмма «Содержание и развитие жилищного хозяйства»7.2. Подпрограмма «Содержание и развитие жилищного хозяйства»
Краткая характеристика (паспорт) подпрограммы
3.1. Характеристика сферы деятельности С 2004 года в России начался современный этап государственной жилищной политики. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных стадий, в ходе которых были реализованы меры по созданию адресной социальной поддержки граждан в части оплаты жилья и коммунальных услуг, совершенствованию системы управления многоквартирными жилыми домами, развитию в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечению частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда. Жилищный фонд города Воткинска по состоянию на 01.01.2014 г. составляет 2020,1 тыс. кв. м общей площади, это в среднем 20,6 кв. м на одного жителя. Большая часть жилищного фонда представлена многоквартирными домами (78,9 %). Доля индивидуальных жилых домов составляет 21,1% В настоящее время на территории города Воткинска 1149 многоквартирных жилых домов, общей площадью 1554,2 тыс. кв. м. Управление многоквартирными домами осуществляют 9 управляющих компаний. Из 9 управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, 8 организаций (или 89 процента) – частные. Также услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома оказывает муниципальное унитарное предприятие. По состоянию на 1 октября 2013 года распределение многоквартирных домов по способу управления следующее: - управляющие компании осуществляют управление 692 многоквартирными домами (60,22 процента от общего количества многоквартирных домов); - товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) – 82 многоквартирных дома (7,14 процента); - непосредственный способ управления – 89 многоквартирных дома (7,75 процента); - жилищно-строительный кооператив – 1 многоквартирный дом. (0,08 процента); - способ управления не выбран собственниками жилых помещений – 285 домов (24,8 процента). Проведение работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами и постановке их на кадастровый учет осуществлялось в рамках целевой программы «О реализации РЦП «Развитие системы государственного управления земельными ресурсами и системы землеустройства на территории Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы». В результате реализации программы доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, увеличилась до 60,97% процентов по состоянию на 01.01.2014г. Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» позволило обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В 2008-2013 годах Программы государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) являлись основным механизмом, обеспечивающим капитальный ремонт общего имущества жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья. Тем не менее, цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства пока не достигнуты. Не обеспечено нормативное качество жилищно-коммунальных услуг и нормативная надежность систем коммунальной инфраструктуры. Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, высокими затратами на эксплуатацию жилищного фонда и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан России. Так, в городе Воткинске удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет 58,4% процента, водопроводных и канализационных сетей – 74% процента и 73,7% процента, соответственно. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. На 1 января 2014 года в капитальном ремонте нуждается 62 процента от общего количества многоквартирных домов. Признано в установленном порядке до 1 января 2013 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации 54 многоквартирных домов, площадь жилых помещений в которых составляет 12948,08 кв. м. Объемы работ и финансирование капитального ремонта многоквартирных домов за 2010-2013 гг.
Объемы работ и финансирование переселения из ветхого аварийного жилья за 2010-2013 гг.
Достигнутые объемы работ по капитальному ремонту жилищного фонда лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт (включая капитальный) общего имущества в многоквартирном доме. Тем не менее, жилищный фонд, переданный в собственность граждан, пока не стал предметом ответственности собственников. В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» осуществляется приватизация (бесплатное приобретение в собственность граждан) жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ бесплатная приватизация жилых помещений с 1 марта 2015 года прекращается. В настоящее время площадь жилых помещений, предоставленная по договорам социального найма, находящихся в муниципальной собственности составляет 156,1 тыс. кв.м., в то время как в частной собственности площадь жилых помещений составляет 1851 кв.м. Кроме того, в муниципальной собственности находится специализированный жилой фонд, общая площадь которого составляет 2444 кв. м. Жилые помещения специализированного жилищного фонда используются в следующих целях: 1) маневренный фонд - для предоставления жилых помещений гражданам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на это помещение, признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 2) служебный фонд – для предоставления жилых помещений гражданам в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления города Воткинска, в связи с характером их трудовых отношений с органами местного самоуправления города Воткинска и муниципальными учреждениями города Воткинска, а также в связи с прохождением службы; 3) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан - для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. В отношении муниципального жилищного фонда органы местного самоуправления осуществляют права владения, пользования и распоряжения. Реализация данных функций имеет отношение к нескольким сферам и соответствующим муниципальным программам (их подпрограммам), а именно: - жилищного хозяйства – в части содержания и обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда, представления интересов собственника жилых помещений при управлении многоквартирными домами, использования маневренного фонда при осуществлении капитального ремонта или реконструкции домов; - социальной политики – в части предоставления жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, за исключением служебного фонда, отдельным категориям граждан; - управления муниципальным имуществом – в части учета муниципального жилищного фонда, распоряжения им; - муниципального управления – в части предоставления жилых помещений служебного фонда.
|