Программа «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск», на 2016-2020 годы»
15.12.2015
Программа «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск», на 2016-2020 годы»Паспорт муниципальной программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск», на 2016-2020 годы»
1. Характеристика состояния сферы деятельности, в рамках которой реализуется муниципальная программа, в том числе основные проблемы в этой сфере и прогноз её развития
Гражданское общество возникает как результат свободной самоорганизации жителей территории, стремящихся к объединению на основе осознания общности своих интересов и целей, и способных самостоятельно решать не только свои собственные проблемы, но и проблемы других людей. Сегодня общество столкнулось с трудностями решения не только экономических, но и важнейших социально-культурных проблем. В связи с этим развитие некоммерческого хозяйствования приобретает особую актуальность в деле поддержания социальной сферы и обеспечения социальной защиты населения.
2. Подпрограммы муниципальной программы
2.1. Подпрограмма «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений на период 2015-2020 годы»
2.1.1. Характеристика сферы деятельности
Город Воткинск – особая территория Удмуртской Республики. Здесь проживают представители более 20 национальностей. В настоящее время в г. Воткинске действует 15 национально-культурных объединений, в том числе: 1 общество русской культуры, 4 удмуртских, 2 татарских, 1 армянское, 1 азербайджанское, 1 марийское, 1 немецкое, 1 белорусское, 1 украинское, 1 еврейское, 1 казачье. Основными задачами НКО являются укрепление национального самосознания жителей г. Воткинска, возрождение, сохранение и развитие традиционных обрядов и праздников, бытующих на территории города, сохранение нематериального культурного наследия Воткинска. Огромную работу проделывают активисты национально-культурных объединений. Более 40 мероприятий в год проходят под их началом с использованием традиционных народных игр, песен, танцев. Традиционными являются праздники народного календаря: Рождество, Крещение, Масленица, Троица, которые стали значимыми не только для участников НКО, но и для жителей города. На территории города Воткинска при непосредственном участии НКО проходят мероприятия, хорошо известные за пределами города: праздник урожая «Осенины», удмуртский народный праздник «Гуждор», городской праздник народные гуляния «Мелодии лета», праздник татарского народа «Сабантуй» и др.
2.1.2. Приоритеты, цели и задачи подпрограммы
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённой Указом Президента РФ от 19.12.2012 г. №1666, к основным вопросам государственной национальной политики РФ, требующим особого внимания государственных и муниципальных органов, отнесены вопросы сохранения и развития культур и языков народов РФ, укрепление их духовной общности, обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных образований отнесены:
В соответствии с приоритетами государственной политики в рамках полномочий органов местного самоуправления определены цель и задачи подпрограммы. Цель – сохранение и развитие национальных культур народов, проживающих на территории г. Воткинска, укрепление их духовной общности. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: · содействие развитию разнообразных видов и форм традиционной национальной культуры, определяющих самобытность народов, проживающих на территории г. Воткинска; · поддержка национально-культурных объединений; · изучение и популяризация культурных традиций народов, проживающих на территории г. Воткинска; · содействие развитию местного традиционного народного художественного творчества.
2.1.3. Целевые показатели (индикаторы)
В качестве целевых показателей (индикаторов) подпрограммы определены:
Сведения о целевых показателях и их значениях по годам реализации муниципальной программы представлены в Приложении №1 к муниципальной программе.
2.1.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2016-2020 гг. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
2.1.5. Основные мероприятия
Основные мероприятия в сфере реализации подпрограммы:
· фестивалей национальных культур: городского этнофорума «Дом дружбы», открытого фестиваля «Рождественские традиции народов мира», детского фестиваля «Родной язык» и др.; · традиционных народных праздников: «Сабантуя», «Гуждора», «Песеха», «Вардавара» и др.
· организация и проведение семинаров, практикумов, мастер-классов; · консультирование; · практическая помощь вокалистов, хореографов, фольклористов в работе национальных коллективов; · предоставление помещений, оборудования в учреждениях культуры; · информирование населения о деятельности НКО.
· организуется деятельность клубных формирований по декоративно-прикладному искусству и ремёслам; · оказывается содействие в самореализации мастеров-любителей; · организуются выставки по декоративно-прикладному творчеству; · оказывается содействие в представлении изделий мастеров города Воткинска на республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсах и выставках.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в Приложении № 2 к муниципальной подпрограмме.
2.1.6. Меры муниципального регулирования
Управление культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Воткинска осуществляет свою деятельность в соответствии с Решением Воткинской городской Думы от 22 февраля 2012 года № 141. Согласно данному решению одной из основных задач Управления культуры в области культуры является осуществление целостной политики, направленной на обеспечение содействия сохранению и развитию национальных культуры, межнациональных связей народов, проживающих на территории города Воткинска.
2.1.7. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
В рамках подпрограммы муниципальные услуги (работы) не оказываются (не выполняются).
2.1.8. Взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и гражданами
В Рамках подпрограммы осуществляется взаимодействие с Министерством культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Министерством национальной политики Удмуртской Республики, бюджетным учреждение Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов» в целях обеспечения согласованности в организации и проведении мероприятий по популяризации национальных культур, организационной и финансовой поддержки со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики городских мероприятий по популяризации национальных культур. Непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по популяризации национальных культур принимают:
При проведении мероприятий по популяризации национальных культур осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления других субъектов Удмуртской Республики, других регионов Российской Федерации и организаций. 2.1.9. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются средства бюджета муниципального образования «Город Воткинск». Общий объём финансирования мероприятий подпрограммы за 2016-2020 гг. за счёт средств бюджета составит 600,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Воткинск» сформировано на 2016-2020 гг. на основе расходов на 2015 год. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Воткинск» представлено в Приложении №5 к муниципальной программе. Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счёт всех источников финансирования представлена в Приложении №6 к муниципальной программе. Ресурсное обеспечение подпрограммы подлежит уточнению в рамках бюджетного цикла.
2.1.10. Риски и меры управления рисками
Финансовые риски связаны с ограниченностью бюджетных ресурсов на цели реализации подпрограммы. В качестве дополнительного финансирования планируется привлекать средства в области популяризации национальных культур из бюджета Удмуртской Республики на конкурсной основе в виде субсидий на реализацию программ (проектов) некоммерческих организаций. Организационные риски связаны с необходимостью координации деятельности большого числа участников, осуществления межведомственного взаимодействия, тесная взаимосвязь с другими подпрограммами. Поэтому требуется обеспечение согласованности мероприятий данной подпрограммы (в том числе их финансирования) с мероприятиями других подпрограмм.
2.1.11. Конечные результаты и показатели эффективности
Основные результаты реализации подпрограммы заключаются в укреплении духовной общности, сохранении и развитии национальных культур, популяризации истории и традиций народов, проживающих на территории города Воткинска. Социально-экономические эффекты от реализации подпрограммы выражаются в: · развитии единого этнокультурного пространства на территории города Воткинска; · формировании толерантных ценностных ориентаций и норм поведения жителей города, принятие, правильное понимание и уважение других национальных культур; · повышение эффективности использования этнокультурного потенциала города Воткинска.
2.2. Муниципальная подпрограмма «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск»
2.2.1. Характеристика сферы деятельности
Одним из институтов, способных эффективно справиться с решением задач привлечения дополнительных финансовых средств в отрасль социальной сферы, а также содействовать оптимизации распределения ресурсов экономики, является некоммерческий сектор. Особая роль некоммерческого сектора экономики обуславливается тем, что его организации становятся ядром гражданского общества, без которого немыслима реализация на практике принципов демократии. Через НКО члены городского сообщества получают возможность проявлять добровольную инициативу, что дает не только ощутимый экономический, но и социальный эффект. Использование потенциала и энергии, которыми обладают общественные структуры, обеспечит дальнейшее развитие социальной, политической и экономической сфер города. Однако есть целый комплекс проблем, требующих немедленного разрешения, в том числе программными методами. К основным проблемам относятся недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности, несформированность инфраструктуры для осуществления деятельности НКО, недостаточность ресурсов и низкий профессионализм кадров. Администрация города Воткинска взаимодействует с 49 СОНКО, из них зарегистрированными являются 28 организаций.
Некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск»
На сегодняшний день потенциал гражданских инициатив нельзя назвать реализованным. Слабыми сторонами развития некоммерческого сектора в муниципальном образовании являются: · низкая гражданская активность населения; · неравномерность развития отдельных видов общественной активности населения; · отсутствие системы эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и населения; · нехватка профессиональных и специальных знаний в области менеджмента и делопроизводства у руководителей НКО и, как следствие, отсутствие системности в их деятельности, низкий уровень планирования и неумение применять программный подход в своей деятельности; · неподготовленность к работе со средствами массовой информации, низкий уровень информированности общества о деятельности НКО; · ограниченные ресурсы НКО – человеческие, финансовые, технические; · разобщенность организаций, отсутствие налаженных внутренних контактов на уровне муниципального образования. Для решения вышеуказанных проблем необходимо межведомственное взаимодействие и координация усилий органов местного самоуправления и негосударственных организаций, что возможно при использовании программного метода. Кроме того, такой метод позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к развитию институтов гражданского общества, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, в результате чего в значительной степени улучшить качество жизни населения города. Применение программного метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению вышеуказанных проблем, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Данный метод представляется наиболее целесообразным для создания условий развития институтов гражданского общества, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Концентрация мероприятий, обеспечение контроля над их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надёжности и эффективности реализации программы.
2.2.2. Цели и задачи муниципальной подпрограммы
Целью подпрограммы является: · создание условий для наиболее эффективного оказания всесторонней поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Подпрограмма предполагает решение следующих задач: · создание нормативной правовой базы для оказания финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям; · формирование механизмов оказания финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путём предоставления субсидий (грантов); · формирование условий для эффективного использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций; · сохранение и развитие национальных культур народов, проживающих на территории г. Воткинска, укрепление их духовной общности.
2.2.3. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной подпрограммы
В соответствии с поставленными задачами предполагается достижение следующих индикаторов и показателей муниципальной подпрограммы: 1. Количество зарегистрированных СОНКО. 2. Количество СОНКО, получивших поддержку из бюджета МО «Город Воткинск». 3. Количество граждан, охваченных социально значимыми проектами и программами СОНКО. 4. Доля СОНКО, получивших методическую, информационную и консультационную поддержку от общего количества зарегистрированных НКО. 5. Количество публикаций в средствах массовой информации. Конечным результатом реализации подпрограммы должны стать развитие потенциала институтов гражданского общества, социально ориентированных некоммерческих организаций, решение приоритетных задач в социальной сфере за счёт использования потенциала некоммерческих организаций. Сведения о целевых показателях и их значениях по годам реализации муниципальной программы представлены в Приложении №1 к муниципальной программе.
2.2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной подпрограммы
Срок реализации муниципальной подпрограммы – 2016-2020 годы. Этапы реализации муниципальной подпрограммы не выделяются.
2.2.5. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает следующие приоритетные направления поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Воткинск»: · финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций; · информационная и консультативная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Приоритетные направления финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере: · патриотического воспитания молодёжи; · добровольческой деятельности в области охраны общественного порядка; · социальной поддержки инвалидов; · социальной поддержки старшего поколения и ветеранов · защиты бездомных животных.
Приоритетные направления информационной и консультативной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: · организация и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказывается поддержка; · освещение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций через городские средства массовой информации; · оказание содействия в проведении социально ориентированными некоммерческими организациями мероприятий; · координация взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций со структурными подразделениями Администрации города; · консультирование социально ориентированных некоммерческих организаций по подготовке социальных проектов для участия в конкурсах (гранты). Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в Приложении №2 к муниципальной подпрограмме.
2.2.6. Меры муниципального регулирования
Управление культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Воткинска осуществляет свою деятельность в соответствии с Решением Воткинской городской Думы от 22 февраля 20123 года №141. Согласно данному решению одной из основных задач Управления культуры в области культуры является осуществление целостной политики, направленной на обеспечение содействия сохранению и развитию национальных культуры, межнациональных связей народов, проживающих на территории города Воткинска.
2.2.7. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
В рамках подпрограммы муниципальные услуги (работы) не оказываются (не выполняются).
2.2.8. Взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и гражданами
Подпрограмма реализуется путём координации деятельности органов местного самоуправления города Воткинска и заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций. Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах партнёрства органов местного самоуправления города Воткинска и заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций. Координатор осуществляет организацию и координацию деятельности исполнителей подпрограммы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учётом складывающейся социально-экономической и финансовой ситуации, обеспечивает контроль над целевым использованием средств бюджета муниципального образования «Город Воткинск». Ежегодно уточняются целевые показатели и затраты на мероприятия в пределах объёмов финансирования, предусмотренных подпрограммой. По уточнённым данным производится ранжирование мероприятий по степени их значимости.
2.2.9. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств местного бюджета. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2016-2020 годах определена в объеме 7255,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств местного бюджета ежегодно уточняются, исходя из промежуточных результатов выполнения подпрограммы, и в соответствии с ежегодным решением Воткинской городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объем средств определен на основании ранее выделяемых средств на реализацию мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций. Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счёт всех источников финансирования представлена в приложении 3 к муниципальной программе.
2.2.10. Риски и меры управления рисками
В ходе реализации мероприятий подпрограммы можно предположить наличие двух групп факторов, воздействующих на процесс реализации подпрограммы: внешние и внутренние. Внешние факторы не подлежат регулированию со стороны органов местного самоуправления города Воткинска и могут лишь учитываться в процессе реализации подпрограммы. К таким факторам относятся: · возможные изменения в финансово-экономической и социальной обстановке в Российской Федерации; · изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, последствиями которых является сокращение доходных источников и увеличение расходных обязательств; · изменение законодательства Российской Федерации, определяющего систему мероприятий по реформированию бюджетного процесса и повышению эффективности расходов бюджета. Риски, определённые внутренними факторами, минимизируются путём осуществления организационных мероприятий со стороны органов местного самоуправления города Воткинска. К группе внутренних факторов относятся: · ограниченные сроки для реализации мероприятий подпрограммы; · возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию мероприятий из бюджета муниципального образования «Город Воткинск»; · недостаточно высокий уровень квалификации кадров и отсутствие мотивации муниципальных служащих, препятствующие своевременной реализации мероприятий. Для снижения последствий наступления таких рисков будут проведены следующие организационные мероприятия: · создание системы управления на основе чёткого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей подпрограммы; · проведение мониторинга выполнения подпрограммы, регулярного анализа, а также, и при необходимости, ежегодной корректировки индикаторов и мероприятий подпрограммы; · осуществление информационной поддержки реализации подпрограммы; · перераспределение объёмов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей; · обеспечение повышения квалификации переподготовки муниципальных служащих.
2.2.11. Конечные результаты и показатели эффективности
В результате реализации подпрограммы в 2020 году предполагается: 1. создание прозрачной и конкурентной системы оказания муниципальной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям; 2. повышение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций; 3. объединение ресурсов органов местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организации в решении социально значимых проблем; 4. увеличение количества граждан, вовлечённых в мероприятия, проводимые социально ориентированными некоммерческими организациями. От реализации муниципальной подпрограммы будут получены социальный и экономический эффекты, влияющие на другие сферы жизнедеятельности. Муниципальная программа будет способствовать наиболее полному и эффективному использованию возможностей СОНКО в решении задач развития муниципального образования «Город Воткинск» за счет наращивания потенциала СОНКО и обеспечения максимально эффективного его использования. В результате реализации муниципальной программы СОНКО станут каналом обратной связи между гражданами и органами местного самоуправления, будут способствовать повышению прозрачности деятельности органов власти и возникновению у населения чувства гражданской ответственности, конструктивного общения с властью. Экономический эффект заключается в повышении качества жизни и создании благоприятных условий жизнедеятельности общественных объединений на территории муниципального образования «Город Воткинск».
|