Воткинская городская Дума - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

Воткинская городская Дума

31 Марта 2021

Решение №73-РП «О внесении изменений в Регламент Воткинской городской Думы»

Решение Воткинской городской Думы №73-РП «О внесении изменений в Регламент Воткинской городской Думы» от 31 марта 2021 года


В целях приведения муниципальной правовой базы в соответствие с действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Воткинск», уточнения процедур подготовки и принятия муниципальных правовых актов, руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Воткинск», Дума решает:

1. Внести в Регламент Воткинской городской Думы, утвержденный Решением Воткинской городской Думы от 29 июля 2015 года № 521, следующие изменения:

1) в статье 2:

а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. При введении на территории Удмуртской Республики режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина), чрезвычайного или военного положения (далее - чрезвычайный режим) заседания городской Думы могут проводиться дистанционно (далее - дистанционное заседание городской Думы). Дистанционное заседание городской Думы может быть как очередным, так и внеочередным.»;

б) часть 9 изложить в следующей редакции:

«9. Глава Удмуртской Республики, Председатель Правительства Удмуртской Республики, члены Правительства Удмуртской Республики, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике, Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике, Председатель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, должностные лица Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, руководители структурных подразделений Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, председатель Контрольно-счетного управления города Воткинска, руководители структурных подразделений Организационно-правовой Службы Воткинской городской Думы в целях выполнения возложенных на них функций, а также иные лица в соответствии с действующим законодательством вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании городской Думы.»;

2) дополнить статьей 4.1 следующего содержания:

«Статья 4.1. Порядок проведения дистанционного заседания городской Думы

1. Дистанционное заседание городской Думы может проводиться путем использования систем видеоконференцсвязи, информационно-телекоммуникационных технологий или иных программ, технических средств, обеспечивающих возможность онлайн-общения депутатов и приглашенных лиц и непосредственного (очного) обсуждения вопросов повестки заседания.

2. Дистанционное заседание городской Думы созывается распоряжением Председателя Думы, которое не позднее чем за три дня до заседания размещается на официальном сайте муниципального образования «Город Воткинск».

3. Распоряжение Председателя Думы о созыве дистанционного заседания городской Думы, времени и месте его проведения должно содержать сведения о времени начала и окончания регистрации участников заседания, указание на используемую при его проведении систему видеоконференцсвязи, информационно-телекоммуникационные технологии или иные программы, технические средства, обеспечивающие возможность онлайн-общения депутатов и приглашенных лиц, а также указание на используемый способ голосования.

4. В случае, если дистанционное заседание городской Думы созывается в срок менее трех дней, распоряжение Председателя Думы о его созыве размещается на официальном сайте муниципального образования «Город Воткинск» незамедлительно после его издания.

5. Регистрация депутатов, участвующих в дистанционном заседании городской Думы, а также приглашенных лиц, проводится в указанное в распоряжении Председателя Думы о созыве дистанционного заседания время.

6. Проект повестки дистанционного заседания городской Думы и все необходимые для принятия решения материалы доводятся до сведения депутатов и приглашенных лиц с использованием системы электронного документооборота, а также электронной почты.

7. Обсуждение вопросов повестки дистанционного заседания городской Думы проводится путем использования систем видеоконференцсвязи, информационно-телекоммуникационных технологий или иных программ, технических средств, обеспечивающих возможность онлайн-общения депутатов и приглашенных лиц.

8. На дистанционном заседании городской Думы решения, как правило, принимаются электронным голосованием.

9. Электронное голосование на дистанционном заседании городской Думы проводится с использованием средств связи и системы онлайн-опроса депутатов непосредственно после обсуждения каждого вопроса повестки заседания. Председательствующий на заседании объявляет итоги электронного голосования по каждому вопросу, которые фиксируются в протоколе дистанционного заседания городской Думы.

10. В случае, если на дистанционном заседании принято решение о проведении поименного голосования оно осуществляется посредством опроса в порядке, установленном статьей 42 настоящего Регламента. Результаты поименного голосования прилагаются к протоколу дистанционного заседания городской Думы.

11. При необходимости принятия на дистанционном заседании городской Думы решения по процедурным вопросам голосование по ним проводится путем электронного голосования.»;

3) в части 5 статьи 12 исключить слова «, Главы города»;

4) статью 33 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. В проект повестки дня сессии включаются вопросы, поступившие в городскую Думу в сроки, установленные настоящим Регламентом, при наличии решения (заключения) постоянной комиссии городской Думы, в ведении которой находится подготовка соответствующего вопроса и иных необходимых заключений, предусмотренных настоящим Регламентом.»;

5) в статье 37:

а) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Положения, установленные частью 3 настоящей статьи по предельной продолжительности доклада не применяются при представлении:

1) Председателем Думы отчета о результатах работы городской Думы;

2) Главой города отчета о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Воткинска;

3) Главой города отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Воткинск»;

4) начальником Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» отчета о результатах работы Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» и состоянии преступности на территории города Воткинска.»;

б) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Глава Удмуртской Республики, Председатель Правительства Удмуртской Республики, члены Правительства Удмуртской Республики, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике, Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике, Председатель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, должностные лица Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Воткинский межрайонный прокурор, руководители структурных подразделений Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, председатель Контрольно-счетного управления города Воткинска, руководители структурных подразделений Организационно-правовой Службы имеют право выступления на сессии наравне с депутатами городской Думы.»;

в) часть 13 дополнить следующим абзацем:

«Под порядком ведения заседания и другим процедурным вопросам понимается соблюдение председательствующим на заседании, депутатами, иными лицами, принимающими участие в работе заседания, настоящего Регламента. Депутат, выступающий по порядку ведения заседания и другим процедурным вопросам, обязан указать, в чем выразилось нарушение настоящего Регламента председательствующим на заседании сессии, депутатами, иными лицами, принимающими участие в работе заседания, с указанием нарушенной нормы настоящего Регламента.»;

6) статью 41 изложить в следующей редакции:

«Статья 41. Тайное голосование

1. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» и настоящим Регламентом, проводится тайное голосование.

2. Тайное голосование, кроме случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть проведено при рассмотрении любого вопроса, внесенного на рассмотрение городской Думы.

Предложение о проведении тайного голосования вправе вносить постоянные комиссии городской Думы, депутатские фракции городской Думы, иные депутатские объединения городской Думы, депутат (депутаты).

Решение о проведении тайного голосования считается принятым, если за него проголосовало не менее 7 депутатов.

3. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для голосования.

4. Тайное голосование организует и проводит счетная комиссия для проведения тайного голосования (далее по тексту - счетная комиссия).

В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на соответствующие должности.

5. Счетная комиссия:

1) избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии;

2) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования;

3) изготавливает бюллетени для голосования;

4) организует тайное голосование, в том числе определяет время и место проведения тайного голосования, обеспечивает тайну волеизъявления депутата;

5) проводит подсчет голосов депутатов и определяет результаты тайного голосования.

6. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии и оформляются протоколами счетной комиссии.

7. Бюллетени для голосования изготавливаются счетной комиссией с соблюдением следующих требований:

1) при проведении голосования за нескольких кандидатов фамилии кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом справа от фамилии каждого кандидата помещается пустой квадрат;

2) при проведении голосования по проекту решения или по единственной кандидатуре ниже информации о проекте решения или фамилии кандидата указываются варианты волеизъявления депутата словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.

8. На лицевой стороне бюллетеня для голосования в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов счетной комиссии.

9. Время и место голосования, порядок его проведения объявляются председателем счетной комиссии на заседании сессии.

Продолжительность тайного голосования с использованием бюллетеней для голосования составляет 20 минут с момента начала голосования, если иное не установлено городской Думой.

10. Бюллетени для голосования выдаются депутатам членом счетной комиссии в соответствии со списком депутатов. При получении бюллетеня для голосования депутат расписывается напротив своей фамилии в указанном списке.

11. Голосование проводится путем внесения депутатом в бюллетень для голосования любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого депутатом сделан выбор, а при проведении голосования по проекту решения или по единственной кандидатуре - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого депутатом сделан выбор.

12. Если депутат считает, что при заполнении бюллетеня для голосования допустил ошибку, он вправе обратиться к председателю счетной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Председатель счетной комиссии выдает депутату новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке депутатов напротив фамилии данного депутата. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем производится запись в протоколе счетной комиссии.

13. Бюллетень для голосования опускается депутатом в специальный ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.

14. После окончания тайного голосования неиспользованные бюллетени для голосования погашаются, отрезая левый нижний угол, председателем счетной комиссии в присутствии членов счетной комиссии, о чем производится запись в протоколе счетной комиссии.

15. Депутаты, не получившие бюллетени для голосования или не опустившие их в специальный ящик для голосования, считаются не принявшими участие в тайном голосовании.

16. При подсчете голосов депутатов счетная комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть изготовленные не счетной комиссией, либо не заверенные в соответствии с частью 8 настоящей статьи. Бюллетени для голосования неустановленной формы при подсчете голосов депутатов не учитываются.

17. Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются бюллетени для голосования, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, в квадратах, относящихся к позициям «За» и «Против», или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное частью 11 настоящей статьи.

18. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии.

19. В протоколе счетной комиссии о результатах тайного голосования указываются следующие данные:

1) число депутатов, зарегистрированных на заседании сессии;

2) число депутатов, получивших бюллетени для тайного голосования;

3) число бюллетеней для тайного голосования, содержащихся в специальном ящике для голосования;

4) число депутатов, не принявших участие в голосовании;

5) число недействительных бюллетеней для голосования;

6) число действительных бюллетеней для голосования;

7) число депутатов, проголосовавших за тот или иной вариант решения или кандидатуру;

8) число депутатов, проголосовавших против того или иного варианта решения или кандидатуры.

20. По окончании подсчета голосов депутатов председатель счетной комиссии оглашает на заседании сессии протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования.

21. На основании протокола счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий на заседании объявляет об избрании (о назначении, согласовании для назначения) соответствующей кандидатуры, о принятии или об отклонении соответствующего решения городской Думы.

22. Результаты тайного голосования оформляются соответствующим решением городской Думы.»;

7) статью 42 изложить в следующей редакции:

«Статья 42. Поименное открытое голосование

1. При проведении заседаний может быть проведено поименное открытое голосование.

2. Поименное открытое голосование может быть проведено при рассмотрении любого вопроса, внесенного на рассмотрение городской Думы, за исключением вопросов, для рассмотрения которых действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» и настоящим Регламентом предусмотрено тайное голосование.

3. Предложение о проведении поименного открытого голосования вправе вносить постоянные комиссии городской Думы, депутатские фракции городской Думы, иные депутатские объединения городской Думы, депутат (депутаты).

Решение о проведении поименного открытого голосования считается принятым, если за него проголосовало не менее 7 депутатов.

4. Поименное открытое голосование проводится путем опроса депутатов председательствующим либо группой счетчиков.

5. Депутат, фамилия которого озвучена, встает и отвечает на поставленный на голосование вопрос «За», «Против» или «Воздержался».

6. Результаты поименного открытого голосования с указанием фамилии, имени, отчества депутата, выбранного им варианта ответа (принятого им решения) прилагаются к протоколу заседания сессии.

7. Результаты поименного открытого голосования Председателем Думы предоставляются депутатам и средствам массовой информации по их письменному обращению.

8. Результаты поименного открытого голосования по решению городской Думы, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих депутатов, могут быть опубликованы.»;

8) статью 50 изложить в следующей редакции:

«Статья 50. Порядок внесения в городскую Думу проектов решений городской Думы

1. Проект решения городской Думы вносится в городскую Думу на имя Председателя Думы, как правило, не позднее, чем за 20 дней до дня проведения сессии, на которой планируется его рассмотрение.

2. При внесении в городскую Думу проекта решения городской Думы субъектом правотворческой инициативы должны быть представлены в бумажном и электронном виде: 1) текст проекта решения городской Думы с указанием субъекта правотворческой инициативы с его подписью на бумажном носителе, оформленный в соответствии с требованиями к оформлению документов, установленными настоящим Регламентом;

2) пояснительная записка к проекту решения городской Думы, содержащая:

а) обоснование необходимости разработки и принятия проекта решения городской Думы, включающее его цель и предмет правового регулирования;

б) общую характеристику структуры проекта решения городской Думы и пояснения к его структурным единицам, места проекта решения городской Думы в системе муниципальных правовых актов, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;

3) перечень нормативных правовых актов Воткинской городской Думы и иных муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих отмене и (или) изменению в связи с принятием проекта решения городской Думы;

4) предложения о разработке муниципальных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации проекта решения городской Думы после его принятия;

5) финансово-экономическое обоснование принятия и реализации проекта решения городской Думы;

6) решение субъекта правотворческой инициативы о внесении проекта решения городской Думы, содержащее решение о назначении представителя субъекта правотворческой инициативы при рассмотрении проекта решения городской Думы в городской Думе (при необходимости);

7) документы и материалы, предусмотренные Положением «О бюджетном процессе муниципального образования «Город Воткинск» (при внесении проекта решения «О внесении изменений в бюджет муниципального образования «Город Воткинск»); 8) сопроводительное письмо с перечислением прилагаемых к проекту решения городской Думы документов.

3. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проект решения требует вынесения на публичные слушания, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) он представляется с результатами публичных слушаний.

4. В случае, если в соответствии с действующим законодательством проект решения требует проведения антикоррупционной экспертизы, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) он представляется с заключением о результатах антикоррупционной экспертизы.

5. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и (или) Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проектом решения городской Думы вносятся изменения в правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «Город Воткинск» (устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение), то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) проект этого решения представляется с заключением Воткинского межрайонного прокурора за исключением случаев, когда вносимые изменения непосредственно связаны с приведением правил в соответствие с действующим законодательством.

6. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и (или) Уставом муниципального образования «Город Воткинск» решением городской Думы вносятся изменения в правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «Город Воткинск» (устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение), принятые по вопросам бюджета и бюджетного процесса, порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) проект этого решения представляется с заключением Контрольно-счетного управления города Воткинска.

7. Проекты решений городской Думы, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом Удмуртской Республики. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проект решения городской Думы подлежит оценке регулирующего воздействия, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) проект этого решения представляется с результатами оценки регулирующего воздействия.

8. Проекты решений городской Думы, для которых действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» или настоящим Регламентом установлена норма об обязательном согласовании Главой города, внесенные в городскую Думу иными субъектами правотворческой инициативы, направляются на согласование Главе города (лицу, временно исполняющему полномочия Главы города).»;

9) после статьи 50 дополнить статьей 50-1 следующего содержания:

«Статья 50-1. Предварительное рассмотрение проекта решения городской Думы

1. Предварительное рассмотрение проекта решения городской Думы осуществляется в порядке, установленном статьями 57 - 59 настоящего Регламента.

2. Решения городской Думы принимаются, как правило, в одном чтении без отдельного рассмотрения и принятия концепции проекта решения.

3. Проекты решений городской Думы по внесению изменений в действующие Положения могут, по предложению головной комиссии, рассматриваться в двух чтениях с предварительным принятием концепции в соответствии с правилами, установленными настоящим Регламентом в отношении рассмотрения проектов Положений.»;

10) часть 3 статьи 50.1 изложить в следующей редакции:

«3. Проект изменений в муниципальную программу вносится в городскую Думу на имя Председателя Думы, как правило, не позднее, чем за 20 дней до дня проведения сессии, на которой планируется его рассмотрение.»;

11) статью 53 изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Порядок внесения в городскую Думу проектов Положений

1. Проект Положения вносится в городскую Думу на имя Председателя Думы, как правило, не позднее, чем за 20 дней до дня проведения сессии, на которой планируется его рассмотрение.

2. При внесении в городскую Думу проекта Положения субъектом правотворческой инициативы должны быть представлены в бумажном и электронном виде:

1) текст проекта Положения, с указанием субъекта правотворческой инициативы с его подписью, на бумажном носителе, оформленный в соответствии с требованиями к оформлению документов, установленными настоящим Регламентом;

2) пояснительная записка к проекту Положения, содержащая:

а) обоснование необходимости разработки и принятия проекта Положения, включающее его цель и предмет правового регулирования;

б) общую характеристику структуры проекта Положения и пояснения к его структурным единицам, места проекта Положения в системе муниципальных правовых актов, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;

в) предложения о сроках и порядке вступления в силу представленного проекта Положения после его утверждения;

3) перечень нормативных правовых актов Воткинской городской Думы и иных муниципальных нормативных правовых актов подлежащих отмене и (или) изменению в связи с принятием проекта Положения;

4) предложения о разработке муниципальных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации проекта Положения после его принятия;

5) финансово-экономическое обоснование принятия и реализации проекта Положения;

6) решение субъекта правотворческой инициативы о внесении проекта Положения, содержащее решение о назначении представителя субъекта правотворческой инициативы при рассмотрении проекта решения городской Думы в городской Думе (при необходимости);

7) документы и материалы, предусмотренные Положением «О бюджетном процессе муниципального образования «Город Воткинск» (при внесении проекта Бюджета муниципального образования «Город Воткинск» и отчета об исполнении Бюджета муниципального образования «Город Воткинск»);

8) сопроводительное письмо с перечислением прилагаемых к проекту Положения документов.

3. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проект Положения требует вынесения на публичные слушания, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) он представляется с результатами публичных слушаний.

4. В случае, если в соответствии с действующим законодательством проект Положения требует проведения антикоррупционной экспертизы, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) он представляется с заключением о результатах антикоррупционной экспертизы.

5. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и (или) Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проектом Положения устанавливаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «Город Воткинск» (устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение), то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) проект этого Положения представляется с заключением Воткинского межрайонного прокурора.

6. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и (или) Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проектом Положения устанавливаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «Город Воткинск» (устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение), принятые по вопросам бюджета и бюджетного процесса, порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) проект этого Положения представляется с заключением Контрольно-счетного управления города Воткинска.

7. Проекты Положений, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом Удмуртской Республики. В случае, если в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Воткинск» проект Положения подлежит оценке регулирующего воздействия, то Главой города (лицом, временно исполняющим полномочия Главы города) проект этого Положения представляется с результатами оценки регулирующего воздействия.

8. Проекты Положений, для которых действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» или настоящим Регламентом установлена норма об обязательном согласовании Главой города, внесенные в городскую Думу иными субъектами правотворческой инициативы, направляются на согласование Главе города (лицу, временно исполняющему полномочия Главы города).»;

12) часть 2 статьи 53.1 изложить в следующей редакции:

«2. Проект муниципальной программы вносится в городскую Думу на имя Председателя Думы, как правило, не позднее, чем за 20 дней до дня проведения сессии, на которой планируется его рассмотрение.»;

13) в части 2 статьи 57 слова «не позднее пяти рабочих дней» заменить словами «не позднее двух рабочих дней».».

2. Опубликовать настоящее Решение в сетевом издании «Официальные документы муниципального образования «Город Воткинск».


Председатель городской Думы А.Д. Пищиков


Дата создания: 06.04.2021 14:22:23

Возврат к списку


Скачать Adobe Reader можно здесь