Доклад на II межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие моногородов: традиции и инновации». - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

Доклад на II межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие моногородов: традиции и инновации».

21.04.2016 DSC04609.JPG

Шесть лет назад, в феврале 2010 года, в Воткинске состоялась первая межрегиональная научно – практическая конференция моногородов Урала, на которой было представлено более пятидесяти работ.

По итогам работы конференции была принята резолюция.

О реализации положений резолюции доложит Боткин Олег Иванович, директор Удмуртского филиала Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, являющийся одним из организаторов первой конференции моногородов Урала.

Сегодня мы проводим в городе Воткинске Вторую межрегиональную научно-практическую конференцию на тему «Социально-экономическое развитие моногородов: традиции и инновации».

Необходимо отметить, что за истекшие годы повысилось внимание государства к проблеме моногородов.

Созданы Рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и Фонд развития моногородов. Началось обучение в области проектного управления управленческих команд и глав монопрофильных муниципальных образований. Начал выстраиваться прямой диалог федеральной власти и экспертного сообщества с главами моногородов по ключевым направлениям.

Структура экономики города Воткинска исторически сложилась монопрофильной. Базой экономического развития является промышленность, которая специализируется на машиностроении.

Город Воткинск полностью соответствует критериям отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных: доля продукции градообразующего предприятия Акционерного Общества «Воткинский завод» составляет более 70 процентов всего промышленного производства города,

на предприятии занято 27 процентов экономически активного населения, завод обеспечивает почти 40 процентов собственных доходов городского бюджета. Таким образом, экономическая ситуация в городе всецело зависит от работы градообразующего предприятия.

В течение 2010 – 2011 годов в Воткинске был разработан и согласован в республиканских и федеральных министерствах проект Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Воткинска на период до 2020 года.

В феврале 2011 года состоялась защита проекта в Москве, и было принято решение о включении города Воткинска в перечень городов, чьи комплексные инвестиционные планы предполагается реализовать с предоставлением государственной поддержки.

В ноябре того же года, из средств федерального бюджета выделено 58,5 млн. рублей на строительство насосной станции второго подъема с подключением двух резервуаров чистой воды.

Дополнительно, 144 млн. рублей профинансировано из республиканского бюджета. В декабре 2013 года насосная станция была введена в эксплуатацию.

Всего Комплексный план включает в себя 66 инвестиционных проектов на сумму более 23-х млрд. рублей. Из них 20 проектов направлены на создание новых производств и расширение действующих, как на крупных промышленных предприятиях, так и в субъектах малого и среднего предпринимательства, 46 проектов касаются развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Список проектов не является закрытым. Мы открыты к сотрудничеству с инвесторами и готовы работать с новыми проектами. Для этого в городе имеется необходимая нормативная база, утвержден порядок сопровождения инвестиционных проектов.

С 2010 года объем инвестиций, привлеченных в город за счет всех источников финансирования, составил 17,5 млрд. рублей.

Половина из этой суммы – инвестиции в проекты Комплексного плана.

В июне 2014 года статус моногорода Воткинску был повторно подтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на то, что Воткинск отнесен к моногородам зеленого пояса текущее состояние экономики города условно стабильное. Ухудшение экономической ситуации в целом в Российской Федерации негативно сказалось на работе городских предприятий, многие из которых ориентированы на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

Если на градообразующем предприятии темпы роста объемов производства пока сохраняются достаточно высокими, благодаря увеличению гособоронзаказа, то на других крупных промышленных предприятиях наблюдается замедление темпов роста производства и уровня заработной платы работников.

Ухудшилась и ситуация на рынке труда в городе. Уровень безработицы на 1 января 2016 года составил 0,57 процентов, увеличился почти на 30 процентов по сравнению с 2015 годом.

В случае уменьшения гособоронзаказа и при проведении масштабных мероприятий по модернизации производства на заводе, сохраняется угроза высвобождения рабочих, что приведет к дальнейшему росту безработицы.

Кроме того, в последние годы промышленные предприятия и социальные учреждения испытывают дефицит специалистов, особенно высококвалифицированных. Молодежь уезжает из города, поступая в ВУЗы крупных городов и по окончании учебы в город не возвращается. Таким образом, имеет место дисбаланс рабочей силы: при наличии безработицы, предприятия не могут найти специалистов необходимой специальности и квалификации.

Необходимо отметить, что стабильная работа градообразующего предприятия напрямую зависит от государственной политики в сфере совершенствования обороноспособности страны: сегодня гособоронзаказ в общем объеме производства предприятия составляет более 90 процентов.

Поэтому, одной из основных задач для экономики города, по-прежнему, является диверсификация и создание новых рабочих мест.

Коротко о проектах, которые реализуют предприятия города.

Среди трех якорных проектов Комплексного плана - инвестиционный проект по развитию предприятия и модернизации производства, реализует Завод нефтегазового оборудования «Техновек».

На предприятии внедряются современные технологии, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, осваиваются новые рынки сбыта.

Благодаря реализации инвестиционного проекта предприятие ежегодно увеличивает объемы производства на 15-20 процентов. За 2015 год объем отгруженной продукции увеличился по сравнению с 2014 годом на 20 процентов и составил 2,4 млрд. рублей. За период реализации проекта создано 111 рабочих мест, объем дополнительных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации составил 686 млн.руб.

Продолжается внедрение якорного проекта по созданию производства инновационного материала – непрерывного базальтового волокна и композиционных материалов на его основе, которое организовано на базе Закрытого акционерного общества «Базальтовое волокно». Реализация якорного проекта предусматривает 42 млн.руб. инвестиций, создание 14 рабочих мест и дополнительно 4,5 млн.руб. налоговых поступлений.

Реализуется якорный инвестиционный проект по созданию предприятия по производству современных технологичных комплектных устройств - общество с ограниченной ответственностью «Электротехнический завод «Вектор». С 2010 года предприятие приступило к выпуску продукции и к 2015 году увеличило объем производства в 6 раз, общий объем инвестиций 491 млн.руб., количество созданных рабочих мест – 308, дополнительные поступления налогов в бюджетную систему – 489 млн.руб.

Реализуются инвестиционные проекты и других промышленных предприятий, а также проекты субъектов малого бизнеса.

Воткинская промышленная компания работает над проектом по расширению производства детских товаров и электробытовых товаров.

В 2015 году объем производства увеличился в 2 раза и составил почти 1 млрд. рублей.

Компания «УралПромЛес» реализует проект по производству модульных строительных конструкций по инновационной технологии быстровозводимого домостроения.

Закрытое Акционерное Общество «Технология» внедряет инвестиционный проект по расширению и оптимизации производства нефтепромыслового оборудования.

Проект по созданию и расширению производства точных металлургических заготовок прогрессивным методом литья по газифицируемым моделям реализует Общество с ограниченной ответственностью «Политех».

Данное предприятие создано в 2010 году при поддержке Центра занятости населения в рамках программы содействия самозанятости безработных граждан.

Почти все эти проекты Вы видели на выставке, которая представлена в фойе этого зала.

За время реализации Комплексного плана в городе дополнительно создано 1680 рабочих мест.

Одним из новых проектов может стать проект создания промышленного парка на площадях Завода РТО, с общей площадью объектов недвижимости парка – 2,1 гектара и количеством вновь созданных рабочих мест – 94.

С целью определения дальнейшего вектора развития города в августе 2015 года в городе под эгидой Агенства инвестиционного развития Удмуртской Республики проведена стратегическая сессия, в рамках которой органы местного самоуправления, бизнес, представители градообразующего предприятия, общественность, наука, что называется, сняли пиджаки, сели за круглый стол. В ходе сессии был определен перечень ключевых ресурсов, перечень оптимальных видов экономической деятельности, сформулированы деловые идеи.

Вторая не менее важная сессия была проведена в феврале 2016 года, под председательством Смирновой Светланы Константиновны – постоянного представителя Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации, при участии Центра кластерного развития Удмуртской Республики, бизнес сообщества города и общественности. Целью этой сессии было задание вектора туризма.

Долгое время город Воткинск был закрытым городом, поэтому сегодня развитие туризма - это новое для нас направление деятельности. В 2015 году утверждена Стратегия развития туристической отрасли в муниципальном образовании «Город Воткинск» на 2015-2020 годы.

Воткинск не только промышленный город, но и культурный центр.

Город Воткинск - родина великого композитора Петра Ильича Чайковского. Воткинский дом стал его творческой колыбелью, дал богатый материал для творений.

Илья Петрович Чайковский, отец великого композитора, является основателем машиностроения на железоделательном заводе - ныне четырежды орденоносном Акционерном Обществе «Воткинский завод».

В настоящее время Город Воткинск сохранил не только стратегически важное производство, но и историческое наследие Петра Ильича Чайковского.

К 175-летнему юбилею великого композитора в городе был разработан и в 2015 году реализован проект «Чайковский - 175». Проект стал делом большой и дружной команды города и Республики.

Можно говорить о двух главных направлениях реализации Проекта «Чайковский – 175»: социально-культурном и ремонтно-строительном.

За период реализации проекта «Чайковский-175» был проведен большой объем работ по строительству и капитальному ремонту объектов социальной сферы: построены физкультурно – оздоровительный комплекс «Атлет», 2 детских сада.

Проведены работы по благоустройству части набережной Воткинского пруда, капитальный ремонт водопроводов в исторической части города, реконструкция стадиона «Знамя».

Весной 2015 года завершилась реконструкция Дворца культуры «Юбилейный» и реставрация Музея – усадьбы Петра Ильича Чайковского.

7 мая 2015 года состоялся поистине Народный праздник «Юбилей с Чайковским». Участие в праздничных мероприятиях приняли более 80 делегаций из многих городов ближнего и дальнего зарубежья, праздник «Юбилей с Чайковским» собрал более 70 тыс. зрителей.

Реализация проекта «Чайковский - 175» дала импульс для развития в городе всех отраслей социально-культурной сферы.

Произошло оживление бизнеса: в 2015 году увеличилось количество предпринимателей, работающих в сфере услуг, открылись 2 новые гостиницы, 8 кафе.

Проделана огромная работа, вложены серьезные средства, как бюджетные, так и частные инвестиции – всего порядка 2-х млрд. рублей.

Проектом «Чайковский - 175» была заложена основа для развития в городе Воткинске туристической отрасли.

Природный и историко-культурный потенциал города Воткинска позволяет развивать многие виды туризма: экскурсионный, культурно-познавательный, событийный, деловой и другие.

С целью предоставления комплекса всесезонных услуг туризма и отдыха в городе Воткинске ведётся целенаправленная работа органов власти и бизнеса по формированию туристической инфраструктуры.

На сегодня уже созданы и продолжают развиваться такие объекты, как Торгово-развлекательный комплекс «Айсберг», Гостевой дом «Жемчужина», Туристический экокомплекс «Денежный ключ», Пляж «Остров» и кафе «Айлэнд», «Воткинские термы» и другие.

Кроме того, у нас есть ряд проектов, которые планируется реализовать в ближайшие годы, и которые также будут способствовать развитию туристической отрасли.

Строительство крытого катка с искусственным льдом, который станет логическим завершением реконструкции стадиона «Знамя».

Развитие прибрежной территории Воткинского пруда, включающее в себя целый комплекс проектов: реконструкция лыжной базы и лыжной трассы, дальнейшее благоустройство и развитие пляжа «Остров», строительство парка отдыха, реконструкция кинотеатра «Октябрь».

Все вышеперечисленные объекты созданы или планируются к созданию частными инвесторами – субъектами малого и среднего предпринимательства. Общий объем инвестиций бизнеса составит более 1 млрд. рублей.

Задача органов местного самоуправления - обеспечить эти проекты и проекты промышленных предприятий инженерной и дорожной инфраструктурой.

Необходимо завершить реконструкцию набережной Воткинского пруда, провести реконструкцию дамбы Березовского залива, ремонт городских дорог и пешеходных зон с созданием автопарковок. Остаются невыполненными обязательства перед инвесторами в части ремонта моста через реку Вотка, дороги по улице Локомотивная, дороги с поселка «Южный» на объездную дорогу.

Объем инвестиций, необходимый на создание инфраструктуры, составит более 445 млн. рублей в ценах 2013 года.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Для Воткинска, имеющего единственный источник водоснабжения – Воткинский пруд, проблема качества питьевой воды приобретает масштабный характер. Вопрос требует комплексного решения – от отчистки ложа Воткинского пруда, до ремонта сетей и создания альтернативных источников водоснабжения.

Мы готовы приступить к капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения, идущих непосредственно к якорным проектам. Проектно-сметная документация разработана, получено техническое обоснование и заключение республиканского центра ценообразования. К сожалению, вопрос по источникам финансирования в настоящее время остается нерешенным.

Кроме того, город сегодня располагает свободными землями с видом разрешенного использования «промышленное производство» - семь земельных участков, общей площадью 88 тысяч квадратных метра.

Почему не приходит инвестор? Данные участки не обеспечены коммунальной инфраструктурой – отсутствуют сети электро- и газо-снабжения, водоснабжения и водоотведения.

Еще одной характерной проблемой для Воткинска - моногорода, остается проблема создания инфраструктуры – обустройство зеленых зон, пешеходных переходов, зон рекреации. Все то, что делает город комфортным и удобным для проживания. При этом, мы должны помнить о создании доступной среды для жителей города, с ограниченными возможностями.

Решение проблемы моногородов и их градообразующих предприятий имеет стратегическое значение для экономики России на современном этапе ее развития.

Существующее бюджетное и налоговое законодательство изначально формирует дотационный бюджет в моногородах, что не обеспечивает финансового решения вопросов местного значения.

Государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, не обеспечены финансовыми ресурсами для их реализации.

Всего лишь 10 процентов всех налогов собираемых с территории города поступает в местный бюджет.

Сегодня в городской бюджет поступают только налоги с физических лиц и малого бизнеса (земельный налог, налог на имущество физических лиц, 19 процентов от налога на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход).

Получается, что местное самоуправление экономически не заинтересовано в стабильной и прибыльной работе городских предприятий.

В условиях, когда основные налоговые отчисления градообразующего предприятия направляются в центр, налицо существенный рост различия уровня развития градообразующего предприятия и моногорода.

Так в 2015 году Воткинский завод перечислил в федеральный и республиканский бюджеты сумму, почти в 2 раза превышающую годовой бюджет города.

Зависимость городской экономики от одного предприятия создает реальную опасность, при снижении государственного заказа и ухудшение ситуации на градообразующем предприятии неизбежно приведет к росту безработицы и социальной напряженности в городе, как это уже было в начале 90-х годов.

Отдавая себе отчет, о возможных колебаниях социально-экономического положения в городе, мы сегодня как никогда открыты для инвестора, готовы идти на диалог, делать все зависящее от органов местного самоуправления в части улучшения инвестиционного климата. Мы очень четко понимаем, что привлечение инвестиций становится важнейшим фактором экономического роста, что в свою очередь обеспечит развитие социальной сферы города.

С целью возможности привлечения инвестиций и актуализации Генерального плана города и Правил землепользования и застройки и в бюджете города на 2016 год предусмотрены средства на проведение данных работ, в структуре Администрации выделен отдел по инвестициям, утвержден план совместной работы с Агентством инвестиционного развития Удмуртской Республики.

В заключение хочу поблагодарить всех собравшихся сегодня в этом зале за то, что готовы вместе с нами решать проблемы моногородов на современном этапе.

          Разрешите пожелать всем участникам конференции плодотворной работы, по итогам которой, надеюсь, будут приняты конструктивные решения, способствующие поступательному развитию моногородов.


Дата изменения: 22.04.2016 11:22:25
Количество показов: 1552
Руководитель:  Заметаев Алексей Владимирович
Место выступления:  ДК «Юбилейный»

Возврат к списку