От «садовниц» до воспитателей – дошкольному образованию Воткинска 90 лет - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

От «садовниц» до воспитателей – дошкольному образованию Воткинска 90 лет

От «садовниц» до воспитателей – дошкольному образованию Воткинска 90 лет 27.09.2017

Первое упоминание о детских садах Воткинска встречается в архивах конца XIX века. Это были не детские дошкольные учреждения в привычном понимании, а небольшие группы детей под руководством «садовниц». Открывались они на деньги меценатов для детей обедневшей интеллигенции. В начале XX века это были небольшие объединения детей на короткое время с целью занятия досуга, воспитания и развития, называли их детскими площадками.

Первые детские сады, в привычном нам понимании, начали открываться в Воткинске с 1927 года под непосредственным руководством отдела народного образования.

В 1927 году в бывшем купеческом доме открылся первый детский сад города. Он и сейчас принимает детей: детский сад № 1 «Золотой петушок» (ул. Спорта, 33). Приспособленное помещение было рассчитано на три группы. Первой заведующей детского сада была назначена Ольга Федоровна Сумарокова.

В ноябре того же года был открыт второй детский сад (ныне № 2 на улице Володарского, 11а) под руководством Зои Ильиничны Ржавитиной. Детскому саду принадлежала лишь часть дома купца Дулесова, в другой жили рабочие машиностроительного завода, поэтому первоначально детсад состоял из одной группы, которую посещали 40 детей.

В конце 1927 года по улице третьего Интернационала деревянном двухэтажном доме, где ранее проживал добрый, образованный человек мулла Хабиров с семьей, был открыт детский сад №6. Им руководила Августа Петровна Лещева (Новгородцева). Этот детский сад принимал детей на протяжении полувека.

Первые детские сады существовали на родительские взносы, которые расходовались под контролем общественности. Игрушек было мало, их делали своими руками работники детского сада и родители. Воспитатели не имели соответствующего образования. «Женотдел» выдвигал женщин – работниц предприятий, которые в дальнейшем обучались на курсах дошкольных работников.

В 30-е годы воспитанники детских садов имели возможность выезжать на дачи, но сами сады в те годы чаще находились в зданиях барачного типа без прогулочных площадок, но с деревьями и цветниками. Сотрудники сами строили веранды, навесы, озеленяли территорию. Тогда уже с детьми работали воспитатели со специальным образованием. С 1934 года проводились городские методические объединения дошкольных работников, их учили педагогике, обеспечивали соответствующей литературой.

С 1929 года один за другим открываются детские сады №№ 3, 4, 5 и другие. Так вспоминала детский сад Нина Захаровна Ульяненко, Герой Советского Союза: «…Вот вхожу в детский сад. Он расположен в солнечном приветливом доме. До революции там жил богач, сейчас он отдан детям. Мне помнятся яркие зимние праздники, горка, разноцветные фонарики. В детском саду впервые увидела пианино. Под руководством Анны Даниловны мы пели детские песни. С тех пор я очень люблю музыку».

В следующем десятилетии Воткинский завод стал открывать дошкольные учреждения для детей своих работников. Детские сады того времени имели участки, подсобное хозяйство, их работники сами выращивали овощи, варили варенье, выращивали свиней.

Первое двухэтажное типовое здание детского сада, было построено в 1940 году на улице Молокова (ныне Свободы, 56), заведовать им доверили Анне Андреевне Швецовой. Здание стало настоящей достопримечательностью города и вызывало большой интерес. Сегодня в этом здании расположен отдел дошкольного воспитания Управления образования Администрации города Воткинска.

К своему девяностолетнему юбилею система дошкольного образования города это 34 детских сада, которые посещают 6194 ребенка.

В 2013 году введено в эксплуатацию новое дошкольное образовательное учреждение на 190 мест на поселке «Нефтяник» (Детский сад № 10). В 2014 году открыто еще одно новое дошкольное образовательное учреждение на 190 мест в центральном районе города на улице Пугачева (Детский сад № 27).

Для детских садов в нашей стране разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в соответствии с которыми не допускается перенос учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Ребенок не должен пропустить неповторимость детства, он должен жить здесь и сейчас.

Особое внимание в рамках реализации ФГОС дошкольного образования уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

В девяти дошкольных учреждениях работают 20 групп компенсирующей направленности, в том числе 13 групп по коррекции речи, 4 группы по коррекции зрения, одна группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, группа для детей с задержкой психического развития и группа для детей с умственной отсталостью. В четырех детских садах открыты логопункты, где в течение года получают квалифицированную помощь по коррекции речи до 120 детей.

С 1 июля 2017 года в детском саду №40 были дополнительно открыты две группы для детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные условия для обучения и развития.

Для передвижения детей организована доступная среда, а именно: поручни для передвижения внутри здания и в групповом помещении, имеются ходунки, инвалидные коляски, специальная детская мебель (стулья с подлокотниками, мебель с закругленными углами) и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в городских мероприятиях. Так, воспитанники из групп для детей с нарушением зрения детского сада №40 и воспитанники группы с нарушением опорно – двигательного аппарата детского сада № 11 приняли участие в выставке творческих работ декоративно - прикладного творчества и были награждены грамотой победителя, а также отмечены грамотой Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации города за участие в выставке творческих работ, посвященных Международному дню 8 марта «Палитра творческой весны». Воспитанники детского сада № 11 приняли активное участие в городском мероприятии, посвященном Дню инвалидов.

Педагоги, работающие в детских садах люди творческие, настоящие мастера своего дела. Еще одно подтверждение этому – победы в конкурсах профессионального мастерства разного уровня.

Победителем Республиканского конкурса «Педагог Удмуртии - 2016» в номинации «Лучший воспитатель» стала воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6 Татьяна Алексеевна Миронова.

Победителями городского конкурса «Педагог года» становились: в 2014 году – воспитатель детсада № 5 Светлана Александровна Щетникова, в 2016 году – Ольга Владимировна Никитина. Учитель - логопед детского сада № 5 Ирина Анатольевна Васильева в 2016 году заняла призовое место в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими педагогическими работниками Удмуртской Республики.





Дата создания: 27.09.2017 17:10:47

Возврат к списку