У Воткинска есть свой покровитель - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

У Воткинска есть свой покровитель

4 октября, мы вспоминаем святителя Димитрия Ростовского – святого покровителя Воткинска. Рассказом об этом удивительном человеке, жившем более 300 лет тому назад, сотрудники Музея истории и культуры города начинают новый цикл «Жизнь замечательных людей Воткинска». В этом цикле речь пойдет о людях, живших в разное время, но всех их объединяет одно качество – умение жить, трудиться, приносить пользу своей стране, огромная любовь к людям, неутомимая трудоспособность, что всегда отличало наших земляков и что они всегда ценили в людях.

Необходимо вспомнить о «земной биографии «нашего» святителя Димитрия Ростовского. «Словарь исторический о русских святых», изданный в 1862 году приводит его краткую биографию.

Он родился близ Киева в декабре 1651 года в семье полкового сотника. Его «мирское имя» Даниил Савич Туптало. В возрасте 11 лет родители отправили его для обучения в Киевское братское училище (ныне Киевская духовная академия). Благодаря усердию, природным способностям, ученик с успехом постигал науки, в совершенстве изучив те приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей. На восемнадцатом году жизни Даниил был пострижен в монашество в Киевской Кирилловской обители и наречен Димитрием. Впоследствии был игуменом в нескольких монастырях на Украине. В 1701 году был призван в Москву Петром I, ему был пожалован сан митрополита Тобольского и Сибирского. Но из-за слабого здоровья он не смог выполнить возложенную на него миссию, и с 1702 года возглавил Ростовскую и Ярославскую митрополию, во главе которой и состоял вплоть до своей смерти, которая последовала 28 октября (ст. ст.) 1709 года. Спустя43 года после его смерти 21 сентября 1752 года, были обнаружены его нетленные мощи, а спустя еще 5 лет, 22 апреля 1757 года, после всестороннего изучения всех обстоятельств, Синод русской православной церкви издал указ, по которому мощи Димитрия Ростовского были признаны нетленными. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября (4 октября) – день обретения мощей, 28 октября (10 ноября) – день преставления. Таким образом Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории русской церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в ХVIII веке.

Но это так сказать, внешняя сторона его жизни, его «трудовая биография», но духовная жизнь Димитрия Ростовского просто не может уложиться в скупые строчки биографии.

Это был просветитель, писатель, автор драматических мистерий, самая известная из которых «Рождественская», в 1980-е годы вошла в репертуар российского театра как «Ростовское действо». Известны выдающиеся музыкальные способности Димитрия Ростовского, недаром современники называли его «русским Бахом», он является автором многих духовных музыкальных сочинений, доныне исполняемых в церкви.

Не менее интересна его, как бы мы сейчас сказали, литература просветительного характера – среди них настоящее яркое произведение, написанное в жанре публицистики - это «Поучительные слова». В ней он простым, но в тоже время необычайно образным языком рассказывает о человеческих пороках. Отрывок из одного произведения, весьма актуального и в наше время, называется «Слово о пьянстве». Вот короткий отрывок из него: «…Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают…»

И отдельно хотелось бы сказать о его произведениях, которые востребованы и в наше время – это «Четьи Минеи или Жития святых» в 12 томах. Практически сразу, эта книга стала настольной у всей читающей России, ее можно было встретить в доме крестьянина, купца, дворянина. Литературные произведения Дмитрия Ростовского высоко ценили А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев.

Если говорить о пастырских заслугах Димитрия Ростовского, то следует упомянуть неустанное попечение о нищих и убогих, которым он постоянно помогал из собственных средств, он заботился и о просвещении юношества. Благодаря его трудам, в Ростове, была учреждена семинария, где уровень преподавания был одним из самых высоких в России…

Граф П.И.Шувалов – основатель Воткинского завода был хорошо осведомлен о том, что в стране произошла канонизация нового святого, и, будучи человеком, необычайно деятельным, он просто не мог не начать строительство храма в его честь на новом заводе в Приуралье. Личность и характер Димитрия Ростовского очень импонировал деятельной натуре Шувалова.

Кроме того, его друг Михаил Степанович Опочинин – президент Берг-коллегии, примерно в это же время начинает строить в своем имении в Очакове, что недалеко от Москвы, храм в честь нового святого. И здесь, как нам кажется, граф Шувалов считал для себя делом чести опередить Михаила Степановича и построить храм в честь Димитрия Ростовского у себя на заводе раньше, чем где-то в центре России. Так оно и случилось, «Очаковский» храм был построен в 1761 году, правда, он был каменным, а у нас деревянным – но первым! В конце декабря 1759 года у нас стали строить церковь, а уже 5 октября 1760 года в день обретения его мощей она была освящена.

Интересен и другой факт, что на карте Вятского наместничества (к которой принадлежал Воткинский завод, с 12 декабря 1796 года – Вятская губерния), 1780 года Воткинск называется «Дмитровское».

Спустя полгода после освящения церкви в Воткинске, 6 апреля 1761 года Указом императрицы Екатерины II, в честь митрополита Ростовского была названа крепость, которая поначалу называлась «крепость Димитрия Ростовского», затем «Ростовская крепость», «Ростов», а затем, после получения статуса города – Ростов-на-Дону. (указ Александра I от 17 августа 1807 года).

Отмечая оба факта, связанные с увековечиванием памяти святого, мы можем отметить важность того, что личность Димитрия Ростовского у властей приобретает качественно иной уровень, поднимается до государственных высот.

Воткинский краевед В.Ф.Бердников в начале ХХ века указывает, что день св. Димитрия Ростовского был для Воткинска в ХIХ веке большим праздником. Это был своего рода День города для воткинцев, которые гордились своей причастностью к такому русскому святому. «Он работник был, за людей болел, как же его не вспомнить батюшку», - так говорила о св. Димитрии Ростовском, коренная Воткинская жительница Алевтина Ильинична Гребенкина (1911-2005 гг.).


 Дата последнего изменения: 04.10.2012

 

Дата изменения: 10.10.2014 13:41