Приём участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

Приём участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино

Приём участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино 01.10.2012

28 сентября 2012 года состоялся приём участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Со времени появления этого стратегического объекта не только для Удмуртии, но и страны в целом исполнилось 70 лет. На сегодня в Воткинске проживает 60 участников тех событий. А в прошлом году их было на половину больше. Всем собравшимся ветеранам по 80 и более лет. Многие из них не виделись уже несколько лет, и эта встреча стала отличным поводом вспомнить, по настоящему героическое, прошлое, поговорить о дне сегодняшнем. 

А вспомнить о трудных испытаниях юности почётным виновникам приёма помогли представители молодого поколения, подготовив для них видеофильм, и историческую справку о строительстве свей дороги. Но ещё на лестнице муниципалитета ребята- участники общественного движения «Молодая гвардия» встречали ветеранов, и оказывали все знаки внимания.
Уместно будет и сейчас рассказать об истории строительства ж/д.
По решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 года началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино. Существующие в то время железнодорожные линии Агрыз-Ижевск-Воткинск были задействованы в перевозках вооружения, боеприпасов и продукции заводов Ижевска и Воткинска. Строительство линии Ижевск – Балезино протяженностью 146 км. имело важное стратегическое значение, поскольку эта рокадная линия должна была связать Урал, Сибирь и Север страны и резко увеличить объёмы перевозок к фронту оружия, боеприпасов и военных частей.. Это стало жизненно необходимым в годы Великой Отечественной войны. Поэтому в самый трудный военный период на строительство этого важного объекта были мобилизованы колхозники 29 районов Удмуртии, которые выполнили более 3 млн. кубометров земляных работ, произвели вырубку леса на трассе протяженностью 95 км. Выполненный объем работ в условиях военного времени являлся результатом самоотверженного труда коллектива строителей и большой организационной работы, проведенной Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР.
Сначала строительство поручили бригаде железнодорожных войск Красной Армии, но в январе 1942 года она была отозвана со строительства на фронт, успев выполнить лишь незначительный объем работ. Поэтому дорогу строили почти сорок тысяч пожилых людей, женщин и подростков.
На важнейшем стратегическом объекте красноармейцев могли заменить только сельские труженики, поскольку жители городов работали на оборонных заводах республики.
Сроки строительства были жесткие. По решению Государственного комитета обороны (ГКО) от 25 ноября 1941 года, участок дороги Ижевск-Балезино, протяженностью 105 км., необходимо было сдать в эксплуатацию в марте 1942 года. В течение двух с половиной месяцев, в зимних условиях, при отсутствии специальной техники, экскаваторов, автомашин, предстояло произвести 1500 тыс. кубометров земляных работ, вывезти 300 тыс. кубометров балласта, построить 124 моста.
На строительстве дороги использовался опыт массовых строек 1920-30-х годов. Дорога Ижевск-Балезино была разбита на участки по числу районов республики. Каждый район предоставлял людей и лошадей.
Несмотря на тяжелейшие производственные и бытовые условия, участники строительства железной дороги жили теми же мыслями, что и вся страна. Главный лозунг тех дней «Все для фронта, все для Победы!» был для них таким же жизненно важным и актуальным, как и для рабочих оборонных заводов.
27 января 1943 года сомкнулись южная и северная стороны путеукладки. Были соединены две важнейшие магистрали - Пермская и Казанская железные дороги, и в марте открылось рабочее движение.
В сентябре 1943 года, через 1 год и 8 месяцев, дорога уже вступила в строй и стала работать для фронта.
DSC01622-Res.jpgСтроители железной дороги Ижевск-Балезино 6 октября 1943 года рапортовали И. В. Сталину об окончании строительных работ: дорога протяженностью 146 км была готова к сдаче во временную эксплуатацию.
9 февраля 1945 года правительственной комиссией был подписан акт о принятии дороги в постоянную эксплуатацию.
Эта дорога, как и знаменитая дорога через Ладожское озеро к блокадному Ленинграду, которую можно с полным правом назвать «дорогой жизни», полностью выполнила свою задачу. Подавляющее превосходство нашей армии над гитлеровцами во второй половине Великой Отечественной войны было обеспечено, в том числе, и грузами, которые шли на фронт по дороге Ижевск – Балезино.
Глава Администрации города С.Р. Омельянович в приветственном слове воткинцам, строившим железную дорогу в самые трудные дни для страны, отметил:
«Железная дорога Ижевск – Балезино стала символом неимоверно трудного пути, который прошёл наш народ с июня 1941 по май 1945 года. Этот путь стал одним из высших проявлений нашего национального духа и характера. И сегодня, через семьдесят лет, мы низко кланяемся всем, кто отработал на строительстве этой дороги хотя бы один день. По тяжести и значимости каждый день на этом строительстве был равен дню, проведённому на передовой.
Спасибо вам, уважаемые ветераны, за ваш трудовой подвиг! Здоровья вам и многих лет жизни!» 





Дата создания: 01.10.2012 18:24:43

Возврат к списку