«Деньги в школу за учеником» - школы Удмуртии переходят на нормативно – подушевое финансирование - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

«Деньги в школу за учеником» - школы Удмуртии переходят на нормативно – подушевое финансирование

10.02.2011

В завершении года учителя в России Министерство образования УР определило основные моменты в дальнейшем, уже новом, финансировании республиканских школ. Одновременно с новой системой оплаты труда педагогов, школы начинают переход на нормативно - подушевое финансирование.

Законом УР от 23.11.2010 г. введены «Нормативы для расчёта субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования». В документе прописаны нормативы годового финансирования на одного ученика в зависимости: от места расположения общеобразовательной школы (в городе или сельской местности), от специфики школы (вечерняя или с углублённым изучением предметов, специальная коррекционная или с группами продлённого дня, и т.п.). Определены условия и для учреждений повышенного уровня образования (лицеи, гимназии и прогимназии). Но финансирование ученика зависит не только от статуса школы, но и от количества классов и принадлежности к той или иной ступени обучения. Если это городская школа, к примеру, до 5-ти классов-комплектов начальной ступени – на одного ученика в год выделяться будет 15 534 руб., в классах средней школы или «второй ступени» - 18 693 руб. На одного старшеклассника (10-11 кл.) установлена сумма выше - 19 938 руб.

Начальник Управления образования Администрации г. Воткинска Ж. А. Александрова:

Ж.А. Александрова начальник Управления образования Администрации Воткинска«Общий фонд, выделенный Воткинску для 16 общеобразовательных школ, расположенных на территории города, несколько ниже, чем мы рассчитывали первоначально. Но это тенденция по всей республике. Школы заполнены очень не равномерно. Понятно, что школы с большим количеством учеников, в соответствии с нормативно - подушевым финансированием (не менее 25 детей в городских и 14 в сельских школах) получили больше средств для формирования ими фонда оплаты труда. (Именно последнего в первую очередь касаются нововведения). Небольшие школы и получают меньше.

Переход на новую форму финансирования школ будет постепенным, на это отводится три года. Поэтому в 2010 году Министерством образования и науки УР предусмотрена на 2011 год, так называемая, адаптационная надбавка. Эта надбавка позволит сохранить оплату труда практически на уровне 2010 года. Но уже к 1 сентября 2011 года необходимо подготовить предложения, чтобы уложиться в тот фонд оплаты труда, который выделен в соответствии с нормативно - подушевым финансированием».

Самый большой дефицит по фонду оплаты труда в Кадетской школе – интернате. Воткинск обеспечивает и берёт на себя расходы по круглосуточному содержанию детей, (60% воспитанников КШИ приезжие – из 220 – порядка 126 детей), а финансирование предусмотрено как для обычной муниципальной общеобразовательной школы. В отношении этого образовательного учреждения Администрация Воткинска совместно с Министерством образования и науки УР будет принимать соответствующее решение о его дальнейшем финансировании.

В городе есть и другие школы с небольшой численностью учеников, к примеру, школа № 9 в п. Вогулка, где обучается всего 41 ученик. Фактически это малокомплектная сельская школа, а находится в черте города, поэтому и финансируется по городскому принципу. Маленький контингент детей в Воткинске ещё и в школе №2, в вечерней сменной общеобразовательной школе, и при такой системе формирования фонда оплаты труда они проигрывают более крупным коллегам, большим школам, как №№ 10 и 5. Благодаря нововведениям именно в этих школах появится возможность проводить различного рода доплаты стимулирующего характера к зарплатам персонала за высокие результаты труда. Однако, отмечает Ж.А. Александрова, чрезмерно большое количество учеников ухудшает условия обучения, как для детей, так и для самих учителей. Объёмные показатели (размер и количество спортзалов, столовых, кабинетов и т.п.) должны соответствовать численности учеников. Поэтому большим школам придётся работать в две полноценные смены.

Принцип «деньги в школу за учеником» предполагает, что каждое образовательное учреждение будет стремиться к полноценной наполняемости классов и к повышению качества образования. В конечном итоге должно быть так: больше учеников, большее финансирование, выше зарплата учителей. А это в свою очередь может привести и к увеличению числа молодых учителей и снижению родительских взносов. На сегодня из 3,5 тыс. работников образования всего 6% молодых специалистов в возрасте до 30-ти лет, 20% - пенсионного возраста. Самая серьёзная нагрузка ложится на плечи работников в возрасте от 30-ти до 50-ти лет. В то время как средняя зарплата работников образовательной отрасли по Воткинску 8,5 тыс. руб.

Начальник Управления образования Администрации г. Воткинска Ж. А. Александрова:

«Если в этом году мы имеем возможность, получая адаптационную надбавку, компенсировать нехватку фонда оплаты труда по ряду упомянутых учреждений, перераспределяя средства с тех учреждений, где фонд достаточно большой на те, где его недостаёт, то со временем этой возможности мы будем лишены, всё будет приведено в соответствии с нормативами по количеству обучающихся детей. За три года, возможно, примут решения по регулировке этих процессов, изменятся и сами нормативы. Пока же они утверждены только на один финансовый 2011 год. С учётом предложений по итогам работы за год, наверное, будут изменения к 1 января 2012 года».

Школы финансируются из разных источников: субвенции из федерального и республиканского бюджетов, средства из местной казны. Первая позиция предназначена на зарплату и на обеспечение учебного процесса. Это целевые деньги, распределяемые по школам в зависимости от количества учеников. На каждого школьника предусмотрено 500 руб., это почти в два раза больше, чем в 2009 году. На расходы, связанные с организацией учебного процесса в целом предусмотрено на 16 воткинских школ около 6 млн. руб.: приобретение компьютеров, оргтехники, мебели, учебно-методических и наглядных пособий, учебников. Из этих средств на новый учебный год будет закупаться новый комплект учебников для всех первоклассников, и это впервые. Сейчас рассматривается механизм приобретения учебников и состав комплекта. Оставшиеся от этих покупок деньги, школа сама в праве тратить на своё усмотрение.





Дата создания: 10.02.2011 11:38:19

Возврат к списку